31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой «Дервиш», доставивший стратегические грузы в СССР. В истории это событие получило название «первое, после 1918 года, дружеское рукопожатие между Великобританией и советской Россией».
22 июня, всего через несколько часов после вторжения гитлеровцев на территорию СССР, У. Черчилль объявил о том, что Лондон поддержит Советский Союз в борьбе с фашизмом. К середине июля уже был согласован план совместных действий и намечены маршруты, по которым в СССР будут доставлять военную помощь. Северный путь оказался самым быстрым. Чтобы запутать немецкую разведку, первый конвой назвали в честь членов мусульманского монашеского ордена — Дервиш. Гитлеру, поглощенному планом блицкрига, и дела не было до каких-то там караванов Севера. Но уже ближе к зиме 41-го безопасный маршрут станет дорогой смерти.
12 августа конвой вышел из порта Ливерпуль и направился в сторону Оркнейских островов и 16 августа прибыл в Исландию для заправки топливом. 21 августа конвой отправился в Архангельск, куда и прибыл благополучно 31 августа. Все путешествие заняло три недели. В опасное плавание к берегам Советского Союза отправились
7 транспортов (6 сухогрузов и 1 танкер) и 15 кораблей боевого охранения, в том числе авианосец, 2 крейсера, 6 эсминцев, а также тральщики и корветы. Первый караван доставил в Архангельск 25000 тонн различных грузов.
Конвой «Дервиш» на подходе к Архангельску
Весь путь конвоя был поделён на сектора – зоны ответственности советских моряков и союзников. Британец Эрнест Баден Холл на эсминце «Зодиак» отпугивал немецкие подлодки. На его глазах потопили фрегат, но отряд продолжил путь, ещё он помнит про бесконечный холод на борту и тепло, с которым его и других моряков встречали на берегу. «Путь занимал около 10 дней — в зависимости от погоды. А погода была жуткая, особенно зимой. Постоянно темно. Корабли ходили вот так. Ужасно. Но мы были рады, что можем чем-то помочь. И русские нас так благодарили. И после войны тоже. Меня приглашали в Санкт-Петербург, там прекрасно», – вспоминал Холл.
На кораблях были доставлены 3800 магнитных мин и глубинных бомб для защиты от возможных атак немецких рейдеров и подлодок. Единственный танкер доставил около 800 тонн высококачественного топлива. Стратегически важным было и сырье: 10 тысяч тонн каучука (для изготовления сапог, автомобильных и авиационных шин), шерсть для производства шинелей, олово, применяемое в производстве консервов, подшипников, радиодеталей. Доставленные конвоем 1500 тонн армейских ботинок могли полностью обуть целую дивизию. Кроме всего этого, привезли и промышленное оборудование.
Разгрузка военной техники в Мурманском порту
В советское Заполярье был доставлен 121 британский авиаполк в полном составе – 39 истребителей «Харрикейн» (15 в разобранном виде в контейнерах и 24 на палубе авианосца) и 600 человек личного состава. Это английское авиационное подразделение было предназначено для защиты советских портов и будущих союзнических конвоев от немецкой авиации. Еще одной задачей английских летчиков стало обучение советского летного состава, помощь в освоении британской техники.
В обратный путь английские корабли уходили тоже загруженными, они переправляли пиломатериалы и руду. Следующий конвой пришел в Архангельск в середине октября 1941 года.
Именно благодаря северным конвоям уже в 1941 году произошло первое неформальное знакомство советских и иностранных военных. Пока разгружали конвои, у сопровождавших их моряков была возможность выйти на берег, увидеть, в каких тяжелейших условиях существует охваченной войной страна, и развеять созданные на западе жуткие мифы о советских людях. Вместо мифов – лекции, концерты живой музыки и даже танцевальные вечеринки. Здание того самого интерклуба в Северодвинске существует до сих пор. Именно здесь вечерами, уже начиная с 1941 года, с начала прибытия первых арктических конвоев, собирались американские и британские моряки. В Музее Северодвинска даже сохранилось написанное от руки приглашение на встречу в интерклубе в честь годовщины Дня независимости США, которое американские моряки отправили своим советским товарищам.
«Я был на судне сопровождения. В течение пяти дней мы подвергались бомбардировкам. Было очень страшно. Но мы всё-таки дошли. Я хорошо помню, как русские водили нас, иностранных моряков, в какую-то столовую и кормили мясом, яйцами, картошкой. Хотя за стенами этого клуба был страшный голод», — вспоминал ветеран северных конвоев из Великобритании Генри Джозеф Грю.
Нападение на арктический конвой
Союзническая история знает немало героических страниц. Одна из таких страниц – подвиг лесовоза «Старый большевик».
«Старый большевик», гружённый военной техникой, боеприпасами, бензином и продовольствием, следовал в составе союзного конвоя PQ-16 из Рейкьявика (Исландия) в Мурманск. В пути караван судов был атакован вражескими самолётами и подводными лодками. Трижды, благодаря умелому маневрированию рулевого, теплоход избежал торпедирования. Огнём из кормового зенитного орудия Борис Иванович Аказёнок сбил самолёт противника. Когда на теплоход спикировало сразу девять самолётов, одной из бомб удалось попасть в носовую часть судна. От взрыва было повреждено зенитное орудие на палубе и погиб весь расчёт переднего зенитного орудия. Многие получили ранения и контузии, в том числе и капитан Иван Афанасьев. Вышло из строя рулевое управление, судно утратило возможность к совершению маневров и движению. Чтобы не допустить немедленного взрыва, Борис Аказёнок и Константин Петровский организовали вынос снарядов из горящего отсека в безопасное место. Командование PQ-16 предложило экипажу «Старого большевика» покинуть горящее судно, но команда на это предложение ответила одной фразой: «Мы не собираемся хоронить судно». После этого конвой продолжил путь дальше, оставив «Старый большевик» одного. Через восемь часов команда смогла потушить пожар и устранить имеющуюся течь. Корабль смог развить ход, догнал конвой и занял своё место в строю.
«В конце июня 1942 года только 11 транспортов каравана PQ-17 из 34 дошли до портов назначения. Было получено задание спасать его остатки… Я юнга Северного флота, радист третьего класса, был направлен на эскадренный миноносец «Урицкий». Мы вышли в поход по спасению. Несмотря, что был полярный день, волна была огромная, а шторм был очень сильный. Мы встречали остатки кораблей, подбитые, полузатонувшие, и старались вернуть их в Мурманск или Архангельск. Что такое было спасти один корабль? Что такое 10 тысяч тонн муки? Это 15 миллионов килограмм хлеба! Это значит 10 процентов людей в стране могли получить по килограмму хлеба. Мы бились за каждый корабль. Было очень трудно, бессонница в шторм… Но, однако часть кораблей мы спасли». (Из воспоминаний Заварзина Кима Ивановича, выпускника Соловецкой школы юнг Северного флота).
Все полярные конвои, которые на западе сразу стали называть русскими, сами ветераны вспоминают как пример не только сотрудничества в рамках ленд-лиза, но и дружбы – дружбы людей с разными системами, разной идеологией, но – одной историей и общей целью.
Британский постер времен второй мировой войны
Источники:
- Жеру, Уильям. Корабли-призраки. Подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой = William Geroux. The Ghost Ships of Archangel: The Arctic Voyage That Defied the Nazis / У. Жеру. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2023. — 392 с.
- Маклин, А. Корабль его величества «Улисс» / А. Маклин. – Москва : Воениздат, 1968.
- Пикуль, В. Реквием каравану PQ-17 / В. Пикуль. – Москва : Советская Россия,1987.