Реализовать возможность успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе возможно при создании индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения, в котором отражаются индивидуальные потребности ребенка, его возможности, способности, особенности развития.
В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), для которых и создаются индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения.
В реализации данного маршрута участвуют специалисты школьного
Психолого-педагогического консилиума (ППк): председатель консилиума, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель.
Индивидуальный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя 3 направления: образовательное, коррекционное, воспитательное.
Учитель-логопед, разрабатывает для ребенка программу логопедического сопровождения.
Алгоритм логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ:
1 этап - подготовительный: на этом этапе происходит сбор первичной информации о ребенке: беседа с родителями, изучение медицинской документации для уточнения причин и характера дефекта, отразившегося на речевом развитии, выясняется сложность дефекта, ознакомление с результатами диагностики и рекомендациями специалистов ПМПК, систематизируются сведения о педагогическом и психологическом статусе ребенка.
2 этап - комплексная диагностика: логопедическое обследование начинается с ознакомительной беседы, которая позволяет составить определенные представления о состоянии устной речи ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Комплексная диагностика речевого развития ребенка позволяет выявить его индивидуальные особенности, анализируются возможные трудности в процессе усвоения школьной программы по русскому языку и чтению, определяются особые образовательные потребности ученика с ТНР, специальные условия обучения.
В ходе обследования учащегося обязательно учитываю
понимание ребенком обращенной речи, предлагаю сложные слоговые инструкции, уточняю словарный запас, объем знаний и представлений об окружающем мире, выясняю сформированность грамматического строя речи,
уровень мыслительной деятельности, наличие у ребенка с ОВЗ познавательной активности, любознательности, интереса к занятиям. Обязательно обращаю внимание на готовность ребенка к сотрудничеству, желанию и умению взаимодействовать со взрослыми, учитываю интересы к тем или иным видам деятельности.
3 этап - разработка программы индивидуального логопедического
сопровождения: проанализировав собранные сведения, приступила к написанию индивидуальной программы логопедического сопровождения, в которой учитывала образовательные потребности и возможности учащегося, индивидуальные особенности его развития и состояния здоровья, способности, интересы, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по специализированной индивидуально-ориентированной
помощи в условиях школы.
4 этап - коррекционно-развивающая работа: направлена на коррекцию нарушений устной и письменной речи, способствует формированию коммуникативных умений и навыков, позволяет выбрать оптимальные для развития речи учащегося методы, приёмы и технологии обучения. Занятия с учащимся проводятся в форме индивидуальной и подгрупповой деятельности 2-3 раза в неделю с соблюдением всех необходимых требований. Выбор приемов и средств обучения, рассчитан на вовлечение учащегося с тяжелыми нарушениями речи в активное речевое общение.
Так как основная задача сопровождения ребенка с ОВЗ - интеграция его в современное общество, развитие навыка социального общения, то я часто на занятиях моделирую жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок и, тем самым, способствую развитию социально-коммуникативных навыков. Метод моделирования ситуации дает ребенку с тяжелыми нарушениями речи практические умения применить полученные знания на практике, развивает мышление, воображение, речь и готовит ребенка к умению выйти из незнакомых ситуаций в жизни. При моделировании той или иной жизненной ситуации у ребенка снимается психологический зажим и страх коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Обыгрывание различных ситуаций способствуют развитию у ребенка с тяжелыми нарушениями речи самостоятельности. Он учится сотрудничать, общаться, задавать вопросы и отвечать на них, учится рассказывать,
описывать ситуацию, тренирует воображение, усваивает принятые в обществе нормы поведения и культуру общения.
Смоделированные ситуации провожу в виде игровых тренингов, на которых ребенок приспосабливается к будущей жизни, накапливает коммуникативный опыт, обогащает словарный запас, развивает интеллектуальные способности и навыки взаимодействия.
На занятиях отрабатываются правила поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту, в общественных местах, при контакте с незнакомыми людьми. Ребенок учится ориентироваться в опасных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности окружающих его людей.
Приведу пример моделирования жизненной ситуации по лексической
теме «Транспорт». Провожу беседу по изучаемому материалу, активизирую знания ребенка по данной теме. Уточняю правила поведения на дороге, переход дороги в определённом месте, выход из транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая). Моделирую ситуацию «Поездка в гости», когда ребенку необходимо совершить поездку на том или ином транспорте в другой город.
Ситуация 1. «Тебе надо вызвать такси. Что ты будешь говорить диспетчеру?» Инсценирую беседу по телефону.
Ситуация 2. «Ты приехал на вокзал. Тебе надо купить билет. Как ты это будешь делать? Что ты будешь спрашивать у кассира?». Я играю роль кассира, а ребенок - пассажира. Работа строится в виде диалога.
Ситуация 3. «На каком автобусе ты поедешь?». Прошу описать автобус, на котором ребенок хотел бы поехать. Назвать правила поведения в автобусе.
Ситуация 4. «Ты приехал в другой город. Что ты будешь делать? Что ты спросишь у прохожего?».
Ситуация 5. Составляет рассказ о поездке в гости. (Опора на схемы).
В коррекционной работе с ребенком обязательно соблюдается комфортный психо-эмоциональный режим. Используются на занятиях современные инновационные, коррекционно-образовательные, здоровьесберегающие технологии.
5 этап - промежуточная диагностика: в конце каждого полугодия для оценки эффективности коррекционной работы проводится мониторинг динамики развития устной и письменной речи учащегося с тяжелыми нарушениями речи; анализируются различные виды письменных и устных работ ребенка. Оптимальным способом оценки могут быть работы, включающие в себя: списывание с печатного и рукописного текста; зрительные или слуховые диктанты; упражнения, творческие задания, карточки, игровые ситуации позволяющие оценить достижения учащегося с тяжелыми нарушениями речи.
6 этап - консультирование: в реализации индивидуального образовательного маршрута, важная роль отводится родителям. Возникающие проблемы в процессе обучения и развития ребенка с ОВЗ решаются при тесном взаимодействии родителей и специалистов сопровождения. С родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации, демонстрируются игровые приемы и методы коррекционной работы для занятия со своим ребенком в домашних условиях. Родители знакомятся с результатами диагностики ребенка с ОВЗ, динамикой его развития.
7 этап - итоговая диагностика: в конце учебного года проводится итоговая диагностика, направленная на анализ достижений желаемых результатов ребенка с ОВЗ.
Каждый этап логопедического сопровождения нацелен на преодоление речевых нарушений ребенка с ОВЗ, способствует успешной адаптации и интеграции его в социуме.